ИЗ ВЕКА В ВЕК
У любого учреждения, как и у человека, есть своя судьба, свой характер и своя уникальная история. Учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи» – не исключение. За прошедшие годы не одно поколение юннатов выросло в стенах учреждения, впитав в себя самое лучшее.
Учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи» изначально называлось «Станция юных натуралистов». Первые попытки начать работу были предприняты в 1949 под руководством городского отдела народного образования.
Областная станция юных натуралистов была открыта в 1951 году на базе бывшего биологического сада И.И. Кохановского (приказ №108 от 03.09.1951 г.). Для ее размещения использовали сохранившиеся хозяйственные помещения и оранжерея. Первым организатором станции был Н.И. Жаворонок. Работали 10 кружков ботанической направленности, в которых занимались учащиеся школ города. Кроме работы кружков в полномочия станции входила организация областных мероприятий, например выставки по изготовлению учебно-наглядных пособий по биологии [7].
В 1953 году областная станция юннатов (далее – ОСЮН) была переведена в одноэтажный домик по ул. Коммунальной (рис. 1). На территории станции имелись учебно-опытный участок, парниковое хозяйство, крольчатник, теплица, птицеферма, плодово-ягодный сад, пасека. Оранжерея оставалась филиалом до 1957 года, затем была передана на баланс городского парка [9].
Рис. 1. Белбухов В.А. с юннатами возле станции юннатов по ул. Коммунальной (1957г.)
|
Одним из лучших был кружок юных овощеводов, возглавляемый агрономом Полковниковой Верой Павловной.
Юннаты занимались не только работой на участке.Организовывались встречи юннатов с передовиками производства. В 1959 году в летнее время действовал областной лагерь юных натуралистов в Пышках.
В то время велась активная работа по распространению юннатского движения в стране, обмену опытом. Сотрудники ОСЮН принимали участие в республиканском семинаре директоров и методистов областных и городских станций юных натуралистов БССР в феврале 1958 года, посещали Московскую станцию юннатов в 1962 году .
Кроме профильной, в учреждении ведется активная воспитательная работа, действует школа пионерского актива, проводятся массовые мероприятия, праздники.
Рис. 2. Здание станции юных натуралистов
|
В 1979 году Гродненская областная станция юных натуралистов поменяла месторасположение, переехав в здание по улице Антонова, 20, где находится и в настоящее время (рис.2). Директором станции в 1979 – 1980 гг. была Бусько Зинаида Сергеевна, а с 1980 по 2005 год учреждение возглавляла Кузминич Галина Петровна.
В данный период расширяется спектр деятельности областной станции юных натуралистов, укрепляется её материальная база, увеличивается штат сотрудников. В 80-90-е годы на базе областной станции юных натуралистов построено парниковое хозяйство, открыта постоянно действующая выставка достижений юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, оборудована экологическая тропа в лесном массиве «Пышки» г. Гродно, начал работу уголок живой природы. Освоен новый земельный участок по улице Совхозной площадью 1,2 га. На этой территории и во дворе ОСЮН создан коллекционный отдел сельскохозяйственных (овощных, зерновых, цветочных) культур. Коллекция насчитывала около 150 видов полевых и 92 вида овощных культур.
В 60 кружках учащиеся занимались опытнической работой, получали теоретические знания и практические навыки по выращиванию комнатных растений и сельскохозяйственных растений на учебно-опытном участке (рис.3), по уходу за животными в уголке живой природы.
Рис. 3. Практические занятия в коллекционном отделе станции юннатов (1985 г.)
Важнейшим событием в деятельности ОСЮН стало открытие в 1986г. природоведческого музея «Музей природы».
На базе музея проводились занятия кружков, велась активная информационно-пропагандисткая деятельность (экскурсии, работа лекторских групп, экологического театра с ипользованием экспонатов музея), проводилась опытническая, исследовательская деятельность.
В 80-х годах начали свою работу профильные учреждения в районных центрах: Слониме, Волковыске, Лиде, Новогрудке. Станцией юных натуралистов проводилась активная работа со школами и профильными учреждениями.
Одним из главных направлений была опытническая работа, которая велась в юннатско-биологических кружках и трудовых объединениях области по заданиям специалистов базовых хозяйств, белорусских научно-исследовательских институтов: земледелия, картофелеводства, плодоводства и овощеводства, животноводства, Центрального ботанического сада АН БССР, Гродненского сельскохозяйственного института, Гродненской областной сельскохозяйственной опытной станции.
В школах области создано 583 учебно-опытных участка, имеется 190 стационарных и плёночных теплиц. За 1988 год школьниками области проведено 690 опытов. Из них на учебно-опытных участках – 568, в ученических бригадах – 105, в школьных лесничествах – 17. За 2 года 38 результатов внедрено в практику хозяйств [6].
Рис. 4. Занятие в областной школе актива УПБ |
Также ОСЮН в 1987 – 1991 гг. организовывает работу областной школы передового опыта ученических производственных бригад (далее - УПБ). Для актива УПБ области действует лагерь «Орбита» (1983-1987 гг.), проводится смотр-конкурс на лучшую организацию работы УПБ. Опытническая работа в ученических производственных бригадах проводится совместно со специалистами базовых хозяйств, носит не только экспериментальный характер, но и увязывается с производственными интересами.
В области насчитывалось 126 школьных лесничеств и звеньев лесоводов (2954 учащихся). Участвуя в проведении опытов и наблюдений, юные лесники не только оказывают помощь лесному хозяйству, но и проверяют на практике рекомендации науки о лесе.
С 1984 по 1990 год представители области участвовали в выставках юннатских кружков школ и станций юных натуралистов на ВДНХ СССР (павильон «Юные натуралисты и техники»). Награждены 45 дипломами и свидетельствами участников ВДНХ СССР, 4 бронзовыми медалями, 35 медалями «Юный участник ВДНХ СССР». Непосредственно Гродненская областная станция широким показом была представлена на ВДНХ СССР в 1989 году. Получены: золотая медаль, 2 бронзовые, 15 медалей «Юный участник ВДНХ СССР» [9].
Методическая деятельность ОСЮН представляла собой систему мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога. В 1990 году на базе ОСЮН проведен республиканский семинар «Актуальные вопросы развития творческих способностей детей и подростков в системе внешкольных учреждений». Большое внимание уделялось направлению «Экопедагогика». Так в 1996-1997 гг. масштабно и интересно прошли областная научно-практическая конференция и областной семинар по проблемам экопедагогики.
21 июня 1999 года решением № 263 Гродненского областного исполнительного комитета Областная станция юных натуралистов была переименована в Областной эколого-биологический центр детей и юношества. 13 февраля 2004 года – в Учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и юношества».
Современное название – Учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи» (далее - Центр) было утверждено 25.04.2012 года.
Отличительной особенностью деятельности Центра в начале 21 века стала экологизация кружковой деятельности, а важнейшим условием и показателем эффективности экологического воспитания детей - практическая деятельность. С этой целью была разработана образовательно-воспитательная программа «Экология», реализуемая через работу клуба «Эколог», научно-исследовательские объединения, творческие конкурсы, традиционные Недели Экологии, Дни Земли, научно-практические конференции юных опытников и исследователей природы, практические мероприятия «Малым рекам – наша забота», День Леса, озеленение города и др.
В современный учебный эколого-биологический комплекс Центра входят учебно-опытный участок, уголок живой природы, выставочный зал, зимний сад.
В Центре в различных объединениях по интересам (кружки, студии, научное общество учащихся, экологический театр) занимается около 800 учащихся возрастом от 3 до 16 лет. Огромной популярностью пользуются студия флородизайна, кружки зоологического, экологического, эколого-театрального профиля. Традиционно педагоги центра проводят областной семинар по благоустройству и озеленению в учреждениях образования Гродненской области.
Для пропаганды экологических знаний и формирования экологической культуры для учащихся школ области и кружковцев Центра проводится ряд областных мероприятий. Традиционно наиболее популярны: фольклорно-экологический праздник «Саракi», слет юных экологов, слет юных лесоводов, конкурс флористического дизайна «Солнце, мама и цветы».
Кружковцы Центра традиционно участвуют в акциях «Поможем зимующим птицам», «Неделя леса», «Сдадим макулатуру – сохраним дерево» и др., выращивают и реализуют цветочную и овощную продукцию.
Рис. 5 Проект «Цветущий водопад» |
В последнее десятилетие педагоги и учащиеся Центра активно включились в проектную деятельность. В учреждении реализованы практико-ориентированные проекты: «Сенполия – подарок природы», «Каменистый ручей», «Зимний сад», «Наедине с природой», «Аптекарский огород», исследовательский проект «Пеларгония – королевский цветок», мегапроект «Отходы – в доходы», включающий в себя исследовательскую и практико-ориентированную составляющую. Значительно украсил территорию учреждения реализованный проект «Цветущий водопад» (2013-2014 гг) (рис.5).
В 2017 году в Центре открылась выставка «Ароматы волшебных трав и цветов». Стены и полки выставочного зала украсили десятки видов целебных и ароматических трав и растений – в первую очередь тех, которые характерны для Гродненского региона.
Новые веяния в образовании не обошли стороной и наше учреждение. Так, в 2017-2020 годы в Гродненском областном эколого-биологическом центре детей и молодежи реализовывался инновационный проект «Внедрение модели формирования эколого-экономических компетенций учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи посредством организации учебных бизнес-компаний». Проект содействовал профессиональному становлению личности, формированию коммуникативных навыков учащихся, накоплен практический опыт предпринимательской деятельности.
В 2020 году в Центре началась реализация инновационного проекта «Внедрение модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля».
Предназначение нашего Центра не только в том, чтобы дать учащимся знания, сформировать у них определённые умения. Главное – воспитать Личность, создать условия, в которых бы проявились лучшие человеческие качества. Мы не выпускаем из виду наших выпускников, следим за их судьбой и с гордостью можем сказать, что наш Центр даёт им хорошую путёвку в жизнь.
Литература
- Архивные материалы учреждения «Государственный архив Гродненской области» Ф.730. - Оп.1. - Д.65. - Л.1, 57,85 1
- Архивные материалы учреждения «Государственный архив Гродненской области» Ф.730. - Оп.1. - Д.78. - Л.298 5
- Архивные материалы учреждения «Государственный архив Гродненской области» Ф.1171. - Оп.1. - Д.171. - Л.55 3
- Архивные материалы учреждения «Государственный архив Гродненской области» Ф.484. - Оп.1. - Д.178. - Л.86. 2
- Архивные материалы учреждения «Государственный архив Гродненской области» Ф.484. - Оп.1. - Д.183. - Л.79. 4
- Архивные материалы учреждения «Государственный архив Гродненской области» Ф.707. - Оп.1. - Д.1-54
- Игнатович, Ф.И. Гродненский учитель-новатор И.И. Кохановский [Электронный ресурс]/ Ф.И. Игнатович Режим доступа: http://birdwatch.by/news/4785. - Дата доступа: 04.07.2020.
- Саяпин В.Ю. Гродно и гродненцы. 30 лет ХХ века (1944−1974) / В.Ю.Саяпин. – Мн.: «ЮрСаПрынт», 2017.
- Саяпин В.Ю. История / В.Ю.Саяпин //Вечерний Гродно. – 2012. – 09 ноября.
- Сборник информационно-методических материалов «Эковестник»/ – Минск: ПДУП «Типография Федерации профсоюзов Беларуси»,