УСЛОВИЯ проведения республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Условия проведения республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» (далее – конкурс) определяют цель, задачи, общий порядок проведения конкурса и требования к участникам конкурса.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.
ЦЕЛИ:
формирование высокой экологической культуры обучающихся, повышение их активной социальной позиции через проектную и творческую деятельности, направленные на сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды;
привлечение внимания педагогической и широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды, климатического баланса, расширения практики ведения экологически устойчивой деятельности.
ЗАДАЧИ:
формирование понимания основных экологических ценностей (чистый воздух, чистая вода, богатство видов флоры и фауны, благоприятный климат, красота ландшафта);
активизация деятельности учреждений образования, направленной на решение вопросов экологического и нравственного воспитания обучающихся, через развитие интереса к проектно-исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды;
пропаганда образовательных, педагогических и экологических инициатив, рационального использования природных ресурсов;
стимулирование и поддержка творческой деятельности обучающихся и педагогов в области рационального использования природных ресурсов, сохранения биоразнообразия, энергосбережения, водосбережения, охраны атмосферного воздуха;
отбор и популяризация лучших идей и практик в области сохранения ресурсов, природного наследия, создания экологически-дружественной окружающей среды.
- ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА.
Министерство образования Республики Беларусь;
Главное управление образования Гродненского облисполкома;
учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи» (далее – Областной центр);
структурные подразделения районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования.
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА.
Участниками конкурса являются воспитанники и педагоги учреждений дошкольного образования, а также обучающиеся в возрасте 10-16 лет, осваивающие содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и являющиеся обучающимися учреждений общего среднего образования, а также обучающиеся, осваивающие содержание образовательной программы общего среднего образования (далее – учреждения образования);
педагогические работники и сотрудники учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дошкольного образования, учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования, специалисты методических служб учреждений образования, учебно-методических центров (кабинетов), члены детских и молодежных общественных объединений и др.;
коллективы обучающихся и педагогов учреждений образования, имеющие ресурсные центры как кластеры обучения («Зеленая школа» и др.), воспитания и пропаганды зеленого стиля жизни, достижения в практической деятельности в области охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия, внедрения энерго и водосбережения, разрабатывающие технологии в области управления отходами.
- СРОКИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
5.1. Конкурс проводится в несколько этапов:
первый этап (отборочный) – в учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – иные организации);
второй этап (отборочный) – районный;
третий этап (заключительный) – областной, проводится в Областном центре по адресу: г.Гродно, ул. Антонова,20.
Для проведения второго (отборочного) этапа управлениями, отделами образования, отделами образования, спорта и туризма райисполкомов формируются организационный комитет и жюри.
Жюри оценивает работы и не позднее 05 сентября 2022 года представляет в учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи» (230025 г. Гродно, ул. Антонова,20) на областной (заключительный) этап конкурса.
5.2. Конкурсные работы должны соответствовать заявленной теме, отражать полноту её раскрытия, быть содержательными и оригинальными, соответствовать стандартам оформления. Работы, принимавшие участие в предыдущих республиканских конкурсах, не рассматриваются.
Материалы, поступившие на конкурс, не рецензируются и не возвращаются авторам.
- НОМИНАЦИИ КОНКУРСА.
Номинации конкурса для обучающихся:
Номинация 6.1. «Зеленые следочки».
На конкурс представляются экологические проекты, которые решают задачи улучшения состояния окружающей среды и охраны природы. При проведении исследовательских работ рекомендуется применение стандартных и инновационных методик, мониторинга и статистической обработки данных. Проект должен дополняться картографическими и фотографическими материалами.
6.1.1. направления исследовательских экологических проектов для детей дошкольного возраста (5-6 лет): исследования, опыты и эксперименты по изучению окружающего мира;
6.1.2. направления исследовательских экологических проектов, обучающихся 1-3 классов: энергосбережение, водосбережение, охрана природы;
6.1.3. направления исследовательских экологических проектов, обучающихся 4-5 классов: биоразнообразие, водосбережение, ресурсосбережение, охрана природы;
6.1.4. направления исследовательских экологических проектов, обучающихся 6-7 классов: биоразнообразие, качество атмосферного воздуха, информационно-экологические мероприятия.
Номинация 6.2. «Зеленые технологии».
На конкурс представляются самостоятельно выполненные проекты по разработке и применению «зеленых технологий», направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, эффективное производство сельскохозяйственной продукции в городской среде (сити-фермерство), совершенствование технологий компостирования. Проекты должны быть направлены на создание реальных объектов, самостоятельно разработанных технических изобретений, методик, установок, макетов и других результатов проектной деятельности. Отчет о выполнении проекта должен включать обоснование идеи проекта с проведением сравнительного анализа схожих или аналогичных объектов, описание цели задач проекта (этапов работы), методов достижения результата, а также описание результата проектной деятельности.
Номинации конкурса для педагогов:
Номинация 6.3. «Педагогическая практика «С планетой вместе!».
На конкурс представляются:
конспект урока (в т.ч. видео-урок) /факультатива/занятия по интересам, конспект воспитательного мероприятия (это может быть фрагмент занятия до 1-2 часа, творческая мастерская, защита проектов, массовые праздники, соревнования, экскурсии, турниры, экологические сказки, экологические тропы и др.), ориентированного на создание у обучающихся мотивации к практической деятельности; посвященного охране окружающей среды и рациональному природопользованию, сохранению биоразнообразия, водосбережению, обращению с отходами, который можно применять на индивидуальном уровне, в масштабе учреждения образования, дома или местного сообщества. Логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия, включающий поставленные педагогическим работником цели, средства её достижения, ожидаемые результаты, методы и содержание в рамках конкретной организационной формы педагогического взаимодействия, место проведения, возраст обучающихся, план проведения. Разработка может быть представлена в записи (видеоурок, видеоакция) или на бумажном носителе.
дидактические материалы для учащихся о практических мерах для снижения выбросов парниковых газов, уменьшения влияния человека на климат, охраны атмосферного воздуха (дидактические игры, обучающие и развивающие игры – игровые материалы с описанием сценария игры), тренажеры, тесты, учебные слайд-шоу). Принимаются работы, выполненные в форме раздаточных материалов для практических занятий. Если конкурсные материалы являются частью большой образовательной концепции – необходимо приложить описание концепции (не более 0,5 стр.).
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ.
7.1. В номинациях конкурса для обучающихся оцениваются:
актуальность выбранной темы;
раскрытие заданной темы;
практическая значимость;
уровень сложности и самостоятельности выполнения проекта;
аргументированность выводов и рекомендаций;
художественное оформление;
результативность реализации проекта.
7.2. В номинациях конкурса для педагогов оцениваются:
ориентированность конспекта урока/факультатива/занятия по интересам, воспитательного дела на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности, воспитания экологической культуры;
использование интерактивных методов для вовлечения обучающихся в практическую деятельность, творчество, направленных на сбережение биологического разнообразия, мониторинг и охрану окружающей среды, рациональное природопользование;
актуальность и соответствие материалов современным тенденциям развития образования;
практическая значимость;
использование инновационных методов и приемов, информационных технологий;
возможность тиражирования предлагаемых педагогических технологий.
- ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ.
Каждая конкурсная работа представляется в печатном (редактор Word) сброшюрованном виде. При оформлении каждого материала в обязательном порядке на титульном листе указывается: полное название учреждения образования, название номинации, название работы, Ф.И.О. автора или руководителя авторского коллектива (полностью), должность (полностью), ученая степень (при наличии), адрес, контактный телефон, возраст учащихся, на работу с которыми рассчитан материал, год создания, а также работа включает введение (объем 1-2 страницы), описание объектов и предметов исследования, результаты и их обсуждение, выводы либо заключение, список литературы (приводятся все источники, использованные в ходе работы, включая электронные и Интернет-ресурсы). К работе прилагается аннотация.
Объем работы не должен превышать 10-15 страниц.
Неотъемлемой частью исследовательской работы (проекта) являются практические рекомендации, оформленные в виде информационного буклета.
Конкурсные работы должны соответствовать заявленной теме, отражать полноту раскрытия темы, быть содержательными и оригинальными, соответствовать стандартам оформления.
Реферативные и описательные работы, а также работы, содержащие плагиат и нарушающие права других авторов, к участию в конкурсе не допускаются.
Защита лучших проектов состоится в онлайн-режиме с обязательной презентацией изобретений, разработанных новых методик, макетов, установок и др.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА, НАГРАЖДЕНИЕ.
Победители и призеры конкурса награждаются дипломами I, II, III степени Победители и призеры акции награждаются дипломами учреждения образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи».
При подведении итогов конкурса при равном количестве баллов на основании решения жюри может устанавливаться соответствующее количество призовых мест (первых, вторых и третьих).
Поступление работ на конкурс будет рассматриваться как согласие автора (авторов) на возможную публикацию отдельных материалов в периодической печати с соблюдением авторских прав, а также использование при проведении выставок, презентаций, методических мероприятий, представляться на сайте Областного центра ekocentr.edu-grodno.gov.by.
Консультации по вопросам проведения и участия в конкурсе осуществляются по телефонам: +375 152 718498, Чичкан Марина Петровна, методист.