УСЛОВИЯ проведения областного конкурса исследовательских проектов «Я познаю мир»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Условия проведения областного конкурса исследовательских проектов (далее – Конкурс) определяют цель, задачи, общий порядок проведения конкурса и требования к участникам.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
ЦЕЛЬ:
выявление и поддержка развития исследовательских способностей учащихся младшего и среднего школьного возраста, проявляющих интерес к исследовательской и проектной деятельности.
ЗАДАЧИ:
оказание помощи учащимся в овладении способами исследовательской и проектной деятельности;
содействие развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся;
стимулирование процессов внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
- ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА
Главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета;
Учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи».
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
Учащиеся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи в возрасте от 7 до 13 лет. К участию в Конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и командные проекты и работы исследовательского характера (до 3-х человек).
- СРОКИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Конкурс проводится в три этапа:
Первый этап (отборочный) – проводится с 3 ноября по 17 ноября в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи и учреждениях общего среднего образования;
Второй этап (отборочный) – районный, районный для городов имеющих деление на районы, проводится с 17 ноября по 1 декабря.
Третий этап (заключительный) – областной отборочный этап с 1 декабря по 20 декабря. Дата защиты и форма защиты (очно или заочно) будет сообщаться дополнительно.
- СЕКЦИИ КОНКУРСА:
Конкурс проводится по следующим секциям:
Учащиеся 1 – 4 классов
- Секция: «Мир растений» (исследования, охватывающие биологическое разнообразие, экологию, физиологию растений, адаптацию к климатическим изменениям, использование растений в городской среде и стратегии сохранения редких видов, а также исследования пользы растений для человека, ухода за ними и интересных фактов о них);
- Секция: «Мир животных» (исследования, направленные на изучение актуальных проблем в области зоологии, экологии животных, поведения животных, особенностей строения и приспособления к среде обитания, сохранения биоразнообразия, изучение жизни в природе – наблюдение за насекомыми, птицами, червями и другими обитателями природных мест);
- Секция: «Микромир» (исследования, направленные на изучение микроорганизмов, их строения, жизнедеятельности, роли в экосистемах и различных процессах);
- Секция: «Экологические эксперименты» (исследования, направленные на изучение взаимодействия живых организмов с окружающей средой, влияния факторов окружающей среды, решение экологических проблем, экологического состояния территории)
Учащиеся 5 – 7 классов
- Секция: «Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, грибов и лишайников, изучение флоры и растительности, популяционные исследования растений);
- Секция: «Зоология позвоночных животных» (исследования земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; фаунистика и экология различных систематических групп позвоночных; исследование поведения позвоночных животных);
- Секция: «Экспериментальная биология» (посвящена исследованиям, основанным на экспериментальном подходе, для изучения биологических процессов, явлений и систем. Направления исследований: физиология растений и животных, клеточная биология, генетика, микробиология, биохимия, биотехнология, иммунология). Проект должен носить экспериментальный характер и содержать результаты собственных исследований учащегося. Желательна повторяемость эксперимента, проведение эксперимента несколько раз для обеспечения достоверности результатов.
- Секция: «Ландшафтная экология» (исследования, направленные на изучение природных ландшафтов, экологической оценки территорий, биоразнообразия в разных ландшафтах, влияния последствий антропогенного воздействия; ландшафтное планирование и проектирование – создание проектов благоустройства и озеленения территорий с учетом экологических принципов). Результаты должны быть представлены в наглядной форме (карты, схемы, таблицы, графики, фотографии);
- Секция: «Влияние климатических изменений на биоразнообразие» (исследования направлены на изучение изменений в распространении и поведении растений и животных, влияние температуры, осадков и других климатических факторов на их поведение и выживание, а также на выявление способов сохранения биоразнообразия в условиях климатических изменений). Особое внимание будет уделяться проектам, основанным на собственных наблюдениях и данных, собранных участником. В проектах, в которых нет собственных экспериментов, учащийся может провести мониторинг и анализ существующих данных, предпочтителен анализ данных долговременных мониторинговых наблюдений за растительным и животным миром.
- ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ
7.1. К участию в Конкурсе принимаются работы на одном из государственных языков Республики Беларусь;
7.2. Для участия в областном этапе Конкурса необходимо предоставить (в печатном и электронном виде): конкурсные материалы (не более 5 лучших работ в каждой номинации от района), заявку, оформленную согласно Приложению 1, и протоколы заседания жюри районных этапов Конкурса до 5 декабря 2025 года по адресу: 230025, г. Гродно, ул. Антонова, д. 20, учреждение образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи». На адрес электронной почты: ekocentr@ekocentr-grodno.by с пометкой «Конкурс «Я познаю мир» (с указанием района);
7.3. Конкурсные работы представляются в печатном сброшюрованном виде, а также в электронном варианте. Порядок оформления согласно Приложению 2;
7.4. К участию в конкурсе не допускаются:
- реферативные и описательные работы;
- работы, содержащие плагиат и нарушающие права других авторов;
- работы, являющиеся участниками конкурсов прошлых лет, без доработки в научной содержательной части более чем на 25%;
- работы, представленные позже установленного срока или представленные с нарушением требований настоящего положения, не допускаются к рассмотрению членами жюри.
Оргкомитет и члены жюри имеют право провести проверку присланных материалов на плагиат и, в случае его выявления, отклонить заявку с уведомлением авторов, руководителей работы и руководства организации, в которой работа выполнялась.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ
При оценке обращается внимание на оформление работы в соответствии с общими требованиями, степень самостоятельности выполнения, обоснование актуальности темы, корректность формулировки цели и задач, чёткость, лаконичность и логичность изложения, качество проведенного исследования, достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретическую и (или) практическую значимость. Приветствуются нестандартные подходы и интересные идеи.
Элементы выступления и доклада:
Требования к выступлению — выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал (не читает с презентации), свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории, участвует в дискуссии, точно укладывается в рамки регламента. Продолжительность выступления 5-7 мин.
Содержание презентации отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы) — содержит полную, понятную информацию по теме работы.
Жюри оставляет за собой право не присуждать участникам Конкурса призовых мест в случае низкого качества представленных работ.
- НАГРАЖДЕНИЕ
Победители областного конкурса исследовательских проектов «Я познаю мир» награждаются дипломами учреждения образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи».
В каждой секции и по каждой возрастной категории устанавливается следующее количество призовых мест:
1-е место – одно;
2-е место – одно;
3-е место – одно.
Жюри оставляет за собой право изменять количество победителей. При подведении итогов при равном количестве баллов на основании решения жюри может быть установлено дополнительное количество призовых мест.
Работы победителей не возвращаются.
- ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
Расходы по доставке конкурсных работ и командировочные расходы лиц, поездки участников на заключительный этап Конкурса в Гродненский государственный областной эколого-биологический центр и обратно, несут направляющие организации. Финансирование может осуществляться из источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Бюджетные средства учреждения образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи».
Консультации по вопросам проведения и участия в конкурсе осуществляются по тел. 8 (0152) 718497, Глушеня Татьяна Владимировна, методист.
Приложение 1
Заявка
на участие в областном конкурсе исследовательских проектов
«Я познаю мир» общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей
и молодежи_______________________________ района
|
№ п/п |
Ф.И. учащегося, класс, возраст |
Ф.И.О. руководителя (полностью), должность, телефон |
Тема проекта |
Название учреждения образования согласно Уставу |
|
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
Руководитель
Приложение 2
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ
Текст работы, представляемой на Конкурс, должен быть четко структурирован. Основными элементами структуры в порядке их следования являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, выводы, заключение, список использованных источников, приложения.
Титульный лист должен содержать официальное название учреждения образования, которое представляет работу (согласно Устава); название работы; номинация; фамилия, имя, отчество автора (-ов) полностью, без сокращений; место учебы автора (-ов) и класс; фамилия, имя, отчество научного руководителя, его место работы и должность; внизу страницы (по центру) указывается название населенного пункта и год.
Во введении необходимо кратко обосновать актуальность изучаемой проблемы, ее значимость, цели и задачи, указать метод (методы) исследования. Заключение – раздел, где лаконично изложены основные результаты работы.
Список литературы – приводятся все источники, использованные в ходе работы, включая электронные и Интернет-ресурсы. На все источники должны быть ссылки в тексте работы, оформленные открытым (Автор, год) или закрытым [номер в списке] способом.
Приложение (по необходимости) – приводятся сопутствующие материалы, необходимые для представления результатов работы, но не являющиеся ее презентацией.
Работа представляется в виде печатного документа (рукопись работы) в формате .doc, .docx, созданного в приложении Microsoft Word. Текст документа должен быть набран шрифтом Times New Roman, кегль 14, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы: верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 10 страниц без учета приложений.
Работы большего объема, а также не соответствующие техническим требованиям, не рассматриваются.
Основные требования к мультимедийной презентации:
Соблюдение единого стиля оформления. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле. Количество слайдов не более 10 шт. Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, школа, город). Шрифты для использования: Times New Roman, Arial, Arial Narrow. Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи четко читались на выбранном поле слайда. Не следует заполнять один слайд большим объемом информации.
